психоанализ, психотерапия, психологическая консультация
телефон:   8 (962) 939-45-92
Москва, м. Чистые пруды,
ул. Мясницкая, дом 15
 
Новости

консультация психолога за 1000 рублей  

    

Амбивалентность

Главная \ Амбивалентность

Амбивалентность - противоположность душевных склонностей, установок и чувств, преимущественно любви и ненависти, направленных на один и тот же объект.

ПОнятие " амбивалентности " заимствовано Фрейдом у Блейлера, который ввел это понятие, рассматривая амбивалентность с трех точек зрения. Волевая амбивалентность означает, например, что субъект одновременно хочет есть и не хочет есть. Интеллектуальная амбивалентность означает, что субъект одновременно высказывает нечто  и то, что ему противоречит. Аффективная амбивалентность означает, что субъект одновременно и любит и ненавидит одного и того же человека.

Блейлер считал амбивалентность одним из главных симптомов шизофрении, полагая , однако, что она встречается и у нормальных людей. 

Это понятие появилось впервые у Фрейда в "Динамике переноса" при попытке объяснить феномен негативного переноса: "...он нередко обнаруживается наряду с позитивным переносом, нарпвленным на одного и того же человека. ... именно амбивалентность аффективных целей позволяет нам лучше оанять способность невротиков использовать перенос в целях защиты." Однако идея взаимосвязи между любовью и ненавистью встречалась у Фрейда и раньше, например в исследовании случаев Маленького Ганса и Человека с крысами: "В сердце любящего разыгрывается настоящая битва между любовью и нанавистью к одному и тому же человеку".

Амбивалентность характеризует ряд расстройств (психозы, неврозы навязчивых состояний), ряд состояний (ревность, скорбь) , а также ряд стадий развития либидо, на которых любовь к объекту сосуществует с его разрушением (орально-садистическая и анально-садитическая стадии).

В этом смысле амбивалентность становится у Абрахама категорией , позволяющей уточнить своеобразие объектного отношения на каждой стадии. Первичная оральная стадия носит название доамбивалентной: " Сосание груди это вид поглощения, не разрушающего объект." По Абрахаму, собственно амбивалентность появляется лишь на орально-садистической , каннибалистической стадии с характерным для нее враждебным отношением к объекту; позднее индивид научается щадить объект, беречь его от разрушения. Окончательное преодоление амбивалентности возможно лишь на генитальной (постамбивалентной) стадии.  В трудах М.Кляйн, вслед за Абрахамом, понятие амбивалентности играет существенную роль. По Кляйн, влечение изначально амбивалентно: "любовь" к объекту неотделима от его разрушения, и потому амбивалентность становится качеством самого объекта. Субъект борется с этой амбивалентностью, расчленяя объект на "хороший " и "плохой": амбивалентный объект, одновременно и благожелательный и враждебный, отныне исключается.

К концу своей творческой деятельности Фрейд стал придавать амбивалентности больше значения в клинике и теории конфликта. Эдипов конфликт, укорененный во влечениях, осмысляется им в связи с амбиваленстностью, причем важнейшими его параметрами оказываются "вполне оправданная любовь и не менее обоснованная ненависть к одному и тому же человеку". С этой точки зрения, возникновение невротических симптомов выступает как попытка разрешения этого конфликта: так, при фобиях происходит смещение одной из составляющих - ненависти- на замещающий объект; при неврозе навязчивых состояний наблюдается тенденция к вытеснению враждебных побуждений путем усиления либидинальных побуждений в виде реактивных образований. Своеобразный подход Фрейда к конфликту интересен тем, что он укореняет защитный конфликт в динамике влечений и побуждает нас видеть за этим конфликтом, приводящим в действие различные инстанции психического аппарата, внтренние противоречия жизни влечений.

 

психолог, психотерапевт психоаналитического направления Горькова Татьяна