психоанализ, психотерапия, психологическая консультация
телефон:   8 (962) 939-45-92
Москва, м. Чистые пруды,
ул. Мясницкая, дом 15
 
Новости

Анализ дидактический, учебный анализ

Главная \ Анализ дидактический, учебный анализ

Анализ дидактический или учебный анализ - психоанализ как учебное упражнение для будущего психоаналитика - главная часть его профессиональной подготовки.

Открытие психоанализа тесно связано с фрейдовским самоанализом. Фрейд с самого начала считал, что успешно практиковать психоанализ может лишь тот, кто осознал собственное бессознательное. На Нюрбергском конгрессе в 1910 году Фрейд утверждал, что самоанализ есть условие, необходимое для того, чтобы "врач смог увидеть в себе самом контреперенос и овладеть им". Что здесь имеет в виду Фрейд: самоанализ или анализ, проводимый третьим лицом? Термин Selbstanalise не позволяет однозначно решить этот вопрос. По контексту представляется , сто речь идет о самоанализе, однако из отчета Отто Ранка о конгрессе следуте скорее, что Фрейд имел в виду организацию дидактического анализа. Повидимому, в этот период незаменимость дидактического анализа даже при осуществленном самоанализе еще не стала для Фрейда очевидной.

Формирующая ценность личного анализа более отчетливо признается в "Советах врачу по психоаналитической психотерапии " (1912 год) Этот анализ ставится здесь в связь с теорией, согласно которой "бессознательное психоаналитика, или получателя, должно быть обращено к бессознательному пациента, или отправителя". Чтобы это стало возможным, психоаналитик должен уметь свободно обращаться со своим собственным бессознательным (иметь свободно парящее внимание) ; именно на достижение этой цели и направлен дидактический или учебный анализ. Фрейд приветствовал требование Цюрихской школы, согласно которому "каждый, ато хочет практиковать психоанализ на других, обязан сначала сам пройти анализ с опытным наставником." 

Требование дидактического анализа для всякого , кто хочет стать психоаналитиком, было выдвинуто  в 1922 году на Конгрессе Международной психоаналитической ассоциации. Пожалуй, именно Ференци более других подчеркивал роль дидактического анализа, усматривая в нем "второе основное правило психоанализа". Он считал , что дидактический анализ должен в принципе быть столь же тщательным и глубоким, как и лечебный анализ: "Чтобы выдержать агрессивные выпады пациента, психоаналитик должен сам пройти исчерпывающий анализ. Я настаиваю на этом вопреки встречающемуся ныне мнению, что для кандидата в психоаналитики достаточно (допустим, в течение года) ознакомиться с основными механизмами так называемого дидактического анализа и что его врачебный опыт должен приобретаться в дальнейшем в ходе собственной практики. Я неоднократно подчерки вал, что не вижу принципиальной разницы между лечебным и дидактическим анализом, и сейчас я хотел бы лишь добавить к этому, что даже если не каждый лечебный курс можно довести до конца, сам психоаналитик, от которого зависит судьба стольких людей, обязан при этом знать и контролировать даже мельчайшие слабости своего характера, а это невозможно без польностью завершенного анализа."

Сформулированные Ференци требования в наши дни считаются общепризнанными; они призваны сделать личный анализ будущего психотерапевта , психоаналитика такой процедурой, при которой опытное получение нового знания отходит на второй план, хотя сам термин "дидактический" преувеличивает именно этот аспект.

Теоретическая и практическая проблема, связанная с самим понятием дидактического анализа и дидактическим анализом как определенным институтом, такова: как может психоанализ быть изначально направлен на такую цель, руководствоваться таким значимым целепредставлением, как получение права на профессиональную деятельность в результате процедуры, при которой столь большую ролщь играет суждение аналитика-дидакта? Этот вопрос служит предметом постоянных дискуссий в психоаналитическом движении.

 

Психолог , психотерапевт психоаналитического направления в Москве