психоанализ, психотерапия, психологическая консультация
телефон:   8 (962) 939-45-92
Москва, м. Чистые пруды,
ул. Мясницкая, дом 15
 
Новости

консультация психолога за 1000 рублей  

    

Рисунки детей о разном

Главная \ Рисунки детей \ Рисунки детей о разном

машины соревнуются       Здоровая  конкуренция.

Этот рисунок сделал мальчик 6-ти лет. На нем изображены две машины: полицейская  и обычная. Мальчик прокомментировал свой рисунок так: это гонки, эти машины соревнуются между собой. Очевидно, что одна из машин, а именно полицейская - это машина отца, а другая - машина сына. Сын пытается конкурировать с отцом. Но у отца - явные преимущества. Во-первых, его машина больше размером. Во-вторых, машина отца - полицейская машина, то есть заведомо обладает большими правами и возможностями на дороге, чем обычная машина. В-третьих, пути следования этих машин различны. У полицейской машины есть выбор и возможность свернуть с прямого пути и поехать направо, по другой дороге. У другой машины путь строго очерчен, и он ведет только прямо. Поворот направо будет нарушением правил дорожного движения. И полицейская машина будет строго следить за соблюдением правил дорожного движения. А поворот направо - это дорога , ведущая к маме. Это естественное желание ребенка в определенном возрасте - быть "женихом" своей мамы. Сын как-будто пытается конкурировать в этом с своим отцом, но его попытки обречены на неудачу.


Отражение динамики работы с психологом в 2-х рисунках

 одной девочки. Рисунок девочки 

Этот рисунок девочка 5-ти лет сделала на одной из первых наших встреч. Ей было предлложено нарисовать все, что она захочет, то есть это был рисунок на "свободную тему". На рисунке  изображен дом. Дом символически обозначает внутренний мир человека. На рисунке девочки изображен дом со "съехавшей" крышей. Можно предположить, что в доме происходит что-то такое, от чего у него начинает съезжать крыша, то есть дом подвергается риску быть разрушенным. Наверное, те сильные переживания , которые испытывает девочка разрушают её изнутри. В доме темные окна , там темно и страшно. У дома нет дверей, никто не может туда войти и никто не может оттуда выйти. Есть только окошко - единственное , что связывает то, что внутри, с внешним миром. Наверное, страшно жить в доме, который разваливается и в котором есть только одно окошко. (Девочка ранима, много плачет без видимых на то причин, на всех обижается и часто прячется или сидит где-нибудь в уголочке вдали от всех детей, находясь в детском саду.) 

 Рисунок девочки

Второй рисунок девочка сделала спустя несколько встреч. Я опять попросила её нарисовать все, что ей захочется. И на рисунке опять появился дом. ( Должна заметить, что мы не только рисовали, но и лепили из пластилина, и плодом её воображения и результатом творческого процесса всегда становился "ДОМ". Только некоторое время спустя она стала рисовать человеческие фигуры и себя рядом с ними.)  Дом  выглядел уже несколько иначе. Крыша у дома "встала" на место, на крыше дома появился значимый элемент - это труба. Сквозь трубу выходит дым. Если в доме разводить огонь и не делать трубу для того, чтобы чад и гарь, дым  от огня не заполняли пространство помещения, то в таком помещении можно будет задохнуться.  Огонь в доме - это символ сильных эмоций, может быть, конфликтных отношений (вспомним афоризмы: гореть в огне страстей, пылать от любви или от ненависти, сгореть от стыда и др.). Так вот все это маленькая девочка переживала внутри себя, находясь в доме без дверей... Потом появилась труба, то есть появился  выход этим сильным, захватывающим эмоциям. А рядом с трубой летает бабочка. Когда я спросила у девочки: на кого похожа эта бабочка, то она ответила, что это - вы (то есть я - психолог). Бабочка я потому, что не могу быть с ней все время рядом, мы встречаемся лишь иногда, я то прилетаю к ней, то улетаю. Бабочка летает рядом с трубой, откуда выходит дым. Девочка тревожится , что бабочка от этого дыма может стать черной и опалить свои крылышки. Но я убеждаю её в том, что те переживания, которые я разделяю с ней, не разрушат и не испугают меня, как они испугали её. 


 Как отражается грубый защитный механизм "расщепление"            в детском рисунке. 

                   Рисунок мальчика

Этот рисунок сделал мальчик 9 лет, отличавшийся от одноклассников своей гиперактивностью, агрессивностью, неконтролируемым поведением. Он мог во время урока вставать и начинать ходить по классу, в играх и разговорах с детьми он часто затрагивал темы насилия , в своей речи он красочно описывал ужасные картины насилия, кровопролития и смерти. Однажды он сделал мне такой рисунок, на котором изобразил несуществующее животное "БАНАНАГАЙКА". Интересно, что в самом названии содержутся два слова: одно из которых обозначает предмет растительного происхождения, другое - механический предмет. Условно говоря, это похоже на деление живое и мертвое. Живое - это то, что растет , развивается, питается, дышит, размножается...  Мертвое - это что-то сухое, твердое, костное, холодное, неподвижное, жесткое, железное... Что же это за существо "БАНАНАГАЙКА"? Оказывается это наполовину обезьяна ( живое) и наполовину робот (мертвое). А называется так потому, что обезьяна питается бананами, а робот - гайками. Обезьяна живет и питается днем, а робот живет и питается ночью.  А ведь именно ночь то время суток, когда оживает нечистая сила и мертвецы встают из своих гробов. "Как же появилось на свет такое необычное существо?" - спросила его я. На что он ответил, что вначале жто была обезьяна, но потом её убили и закопали и она умерла, но снова ожила в новом виде , как БАНАНАГАЙКА. Везде мы видим расщепление: 2 слова в 1 имене персонажа БАНАНАГАЙКА, 2 существа в 1: обезьяна и робот, каждое живущее своей жизнью и питающееся каждый своей пищей. Защитный механизм "расщепление" характерен для тяжелых психических расстройств личности, которык, как правило, бывают у людей , фиксированных на ранних прегенитальных стадиях развития. В имени существа содержатся названия "продуктов", которыми оно питается. Мальчик фиксирован на ранней стадии развития - на оральной. 

Одна половинка существа (та, что робот) закрашена серым цветом с синим. Вспомним метафоры: посинеть от холода или синий, как покойник.Другая половинка обезьянки закрашена в красный цвет. То есть красный цвет обозначает живое начало в этом существе. Красный цвет - это цвет крови, если кровь в жилах играет , на лице - румянец, значит человек жив и здоров. Красный цвет еще цвет агрессии. Человек от ненависти и от гнева может раскраснеться. Наверное, чтобы чувствовать себя живым, мальчику необходимо быть таким же подвижным , как обезьянка, так же кривляться, бегать и прыгать , как она. Может быть, поэтому у этого мальчика проблемы с поведением?


Все рисунки, представленные на сайте, являются авторскими и размещены с согласия авторов и их родителей.

Копирование материалов с сайта и размещение их на других ресурсах возможно только с разрешения модератора сайта.