психоанализ, психотерапия, психологическая консультация
телефон:   8 (962) 939-45-92
Москва, м. Чистые пруды,
ул. Мясницкая, дом 15
 
Новости

Фильм "ОНА" О НАс с вами

Главная \ Блог психолога \ Фильм "ОНА" О НАс с вами

                                                                          Фильм "ОНА".

Фильм ОНА.


Этот фильм о нашем с вами времени. Об одиночестве, когда место партнера рядом с человеком занимает ноутбук, телефон, планшет, где случаются виртуальные романы, где твои друзья - персонажи какой-нибудь компьютерной игры. Человек "вырождается" и теряет способность строить и сохранять отношения с живыми людьми.


Герой фильма Теодор Твомбли работает в конторе, где на заказ пишут письма. Люди разучились испытывать и выражать свои чувства, что для этого уже требуются специально нанятые люди, которые придумывают чувства и мысли за других людей и отправляют их неизвестным адресатам. Всё компьютеризировано, механизировано, машинизировано. Люди сами превращаются из людей в машины, которые не умеют чувствовать, думать, жить самостоятельно.


Герой фильма находится в процессе развода с женой. Он любил её, они были счастливы, пока она была весела. Но как только у неё началась депрессия, жена перестала быть удобной, начались ссоры, и они расстались. Как-то Теодор преобретает себе операционную систему с женским голосом и именем Саманта, в лице которой он находит идеальную женщину для себя, в которую влюбляется. Я наблюдала за их романом и думала, что это похоже на сумасшествие. Мужчина влюбился в компьютер. В фильме не один раз появляется такая картинка, где множество людей идут по улице и у каждого в ушах наушники, и каждый разговаривает с самим собой. И вроде бы на их лицах веселье, и вроде бы они общаются, но это лишь видимость, а , на самом деле, каждый из них бесконечно одинок.


Почему же герой "полюбил" свою операционную систему? Она знала его характер, его привычки. Она "понимала" его, но за этим "пониманием" стоит лишь то, что она делала то, что он хотел. Она была его отражением. Она была им самим. Он полюбил в ней не другого человека, не другую личность, а самого себя. Получается, что другая часть Теодора - это машина, бездушная, бесчувственная, удачно имитирующая чувства, но при этом высокоинтеллектуальная, многофункциональная машина. Выходит, что какая-то часть личности героя неживая, мертвая.


В подтверждение этой идеи в фильме есть еще один интересный эпизод, где герой занимается виртуальным сексом по телефону с незнакомкой. В начале полового акта у Теодоро появляется фантазия о беременной актрисе, которую в прессе называют извращенкой, потому что она размещает фотографии в средствах массовой информации, на которых она предстает в обнаженном виде с большим животом. В утробе у этой женщины зарождается Жизнь. Это образ матери, красивой, сексуальной, привлекательной, соблазнительной, символизирующей собой Жизнь. То есть у героя есть неосознанное стремление к Жизни, но оно очень слабое. Но потом мечты Теодора прерываются фантазиями девушки на другом конце трубки. Девушка под конец полового акта для того , чтобы испытать оргазм, просит его взять с пола дохлую кошку и придушить её ею. Я думаю, что эта дохлая кошка символически является мертвой частью этой девушки. Так же как операционная система Саманта является мертвой частью Теодора. Во всём этом есть идея стремления к Смерти, к саморазрушению, к "вырождению".


Саманту можно было контролировать. Когда ему было нужно, герой нажимал на кнопку и беседовал с ней. Когда ему было не нужно, он не включал её. Ведь в отношениях с живым человеком, есть другая личность со своими желаниями, интересами, чувствами, мыслями. Обычного человека нельзя включить, выключить, когда тебе нужно, нельзя удалить. Иногда желания людей могут не совпадать, может возникать недопонимание, и как следствие ссоры, конфликты. Живой человек может заболеть, умереть, просто уйти. И это будет больно. В жизни потери неизбежны. Без потерь не может быть Жизни.


Но люди в наше время, как и герой фильма, патологически бояться потерь, боли, расставаний. И стремятся к тому, чтобы создать вокруг себя стерильное пространство, где они всё и всех контролируют, где идеальным партнером для тебя является телефон, компьютер. Но в этом мире не может быть и настоящих чувств, там нет любви, нет счастья, лишь имитация Жизни.


Подруга главного героя по сюжету фильма сняла свой документальный фильм о матери, где та "чувствует себя совершенно свободной". В этом фильме абсолютно статичная картинка, где её мама Спит. "Ведь человек целую треть своей жизни проводит во сне",- говорит она. Герои фильма проводят большую часть своей жизни во Сне. Они хотят всё время своей жизни превратить в Сон, где есть виртуальные любовники, друзья из компьютерных игр, но где нет живых людей, отношений, чувств, - где нет Жизни. Вопрос "Быть или не Быть?" Гамлета актуален сейчас как никогда. Он звучит как "Жить или Существовать?". И, к сожалению, герои фильма и наше поколение предпочитает Жизни Сон, Существование, Смерть.


- Кто ОНА?
- Идеальная женщина будущего?
- Кто ОНА?
- Мертвая мать, которая не научила своего ребенка любить.

 

Размышляла о фильме психолог Беляева Татьяна